Требования к составлению тестовых заданий


О компьютерном тестировании как одной из форм контроля знаний бытует двоякое мнение: одни преподаватели его признают, другие относятся скептически. По нашему мнению, подготовленные методически правильно тестовые задания как по форме, так и по содержанию (с учетом уровней усвоения знаний), использование выборки из большой базы тестовых вопросов, продуманная шкала оценивания теста и условия проведения тестирования, позволяют получить достаточно объективную картину результатов обучения студентов по теме, курсу и т.д. 

Остановимся на некоторых правилах подготовки тестовых заданий согласно теории и методики педагогических измерений. Хочется отметить, что существуют различные методики, мы же кратко рассмотрим требования по методике Аванесова В.С. 

Справка. Аванесов Вадим Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор. Сфера научных интересов – измерения в общественных науках, разработка научно обоснованных тестов, по различным учебным дисциплинам. Методике разработки заданий в тестовой форме и по программе "Основы теории и методики педагогических измерений" обучено свыше 14 тысяч преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, а также учителей школ России, Армении, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Белоруссии, Украины, Нагорно-Карабахской Республики (http://testolog.narod.ru/)

Итак, основными формами тестовых педагогических заданий по Аванесову являются задания:
  • с выбором одного или нескольких правильных ответов;
  • открытой формы;
  • на соответствие;
  • на установление правильной последовательности.
Не будем останавливаться на требованиях к каждой форме отдельно, перечислим общие требования при конструировании тестовых заданий:

  • В каждой форме тестового задания должна быть стандартная инструкция. Например, с выбором одного или нескольких правильных ответов задние должно начинаться со слов: Выбрать номер(-а) правильного(-ых) ответа(-ов).
  • Корректная формулировка задания. Оно должно быть сформулировано четко, ясно, конкретно, не допуская двусмысленности в ответе.
  • Краткая формулировка тестовых заданий – 5-10 слов (по Аванесову – 3-5 слов; по Челышковой – 7-8 (в редких случаях – 10-12)). Краткость, сжатость формулировки задания. Тестовое задание должно быть сформулировано в утвердительной форме. Не допускается определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него. Отсутствие вопросительных слов в задании. Не принято начинать со слов что, где, когда, почему и т.д.
  • Одинаковое начисление баллов в рамках принятой формы тестового задания. Оптимальное число вариантов ответа 4-8 (по Аванесову – 6-8). Все элементы выбора (варианты ответов) являются истинными высказываниями. 
  • Не допускается использования вариантов ответа таких, как: Нет правильных ответов Все ответы верны
Длина теста по Аванесову – минимум 30 вопросов, максимум – 60 (по Челышковой – 60-80). Длина теста по отношению к базе заданий должна быть 1:4. Если у нас тест состоит из 60 заданий, то база состоять – не менее, чем 240 вопросов. Чем больше длина теста, тем выше его надёжность и достоверность результатов.

Организационные условия проведения тестирования.
Тест должен быть ограничен по времени. Оптимальное время тестирования до наступления утомления – 20-100 минут. Выполнение одного задания – 2-3 минуты. Среднее ориентировочное время теста: максимальное – 60-80 минут (по Челышковой – 1,5-2 часа); среднее – 30-40 минут. минимальное – 12-15.

В Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ используется компьютерное тестирование как одна из форм самоконтроля и контроля знаний студентов. Инструментарием в данном случаем выступает средства учебного портала eLearning Server http://cdesbmt.by Надеемся, что данная информация будет полезна и нашим преподавателям.

Комментарии

  1. Есть система TESTER - создана и продолжает развиваться коллективом разработчиков под руководством Голенкова Виктора Васильевич.
    Виктор Васильевич работает совсем не за бесплатно.
    А преподавателям предлагают делать то же самое за спасибо или надо.
    Это несколько не гуманно.
    Потому как разработка теста на 60 минут занимает от 10 до 30 часов времени.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Как объединить несколько презентаций PowerPoint

Краткий словарь компьютерного сленга

Создание задания теста с типом вопроса «Вложенные ответы (Cloze)» для LMS Moodle

Canva — сервис для графического дизайна

Excalidraw — виртуальная доска для совместной работы