Требования к составлению тестовых заданий
О компьютерном тестировании как одной из форм контроля знаний бытует двоякое мнение: одни преподаватели его признают, другие относятся скептически. По нашему мнению, подготовленные методически правильно тестовые задания как по форме, так и по содержанию (с учетом уровней усвоения знаний), использование выборки из большой базы тестовых вопросов, продуманная шкала оценивания теста и условия проведения тестирования, позволяют получить достаточно объективную картину результатов обучения студентов по теме, курсу и т.д.
Остановимся на некоторых правилах подготовки тестовых заданий согласно теории и методики педагогических измерений. Хочется отметить, что существуют различные методики, мы же кратко рассмотрим требования по методике Аванесова В.С.
Справка. Аванесов Вадим Сергеевич, доктор педагогических наук, профессор. Сфера научных интересов – измерения в общественных науках, разработка научно обоснованных тестов, по различным учебным дисциплинам. Методике разработки заданий в тестовой форме и по программе "Основы теории и методики педагогических измерений" обучено свыше 14 тысяч преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, а также учителей школ России, Армении, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Белоруссии, Украины, Нагорно-Карабахской Республики (http://testolog.narod.ru/)
Итак, основными формами тестовых педагогических заданий по Аванесову являются задания:
- с выбором одного или нескольких правильных ответов;
- открытой формы;
- на соответствие;
- на установление правильной последовательности.
Не будем останавливаться на требованиях к каждой форме отдельно, перечислим общие требования при конструировании тестовых заданий:
- В каждой форме тестового задания должна быть стандартная инструкция. Например, с выбором одного или нескольких правильных ответов задние должно начинаться со слов: Выбрать номер(-а) правильного(-ых) ответа(-ов).
- Корректная формулировка задания. Оно должно быть сформулировано четко, ясно, конкретно, не допуская двусмысленности в ответе.
- Краткая формулировка тестовых заданий – 5-10 слов (по Аванесову – 3-5 слов; по Челышковой – 7-8 (в редких случаях – 10-12)). Краткость, сжатость формулировки задания. Тестовое задание должно быть сформулировано в утвердительной форме. Не допускается определение понятия через перечисление элементов, не входящих в него. Отсутствие вопросительных слов в задании. Не принято начинать со слов что, где, когда, почему и т.д.
- Одинаковое начисление баллов в рамках принятой формы тестового задания. Оптимальное число вариантов ответа 4-8 (по Аванесову – 6-8). Все элементы выбора (варианты ответов) являются истинными высказываниями.
- Не допускается использования вариантов ответа таких, как: Нет правильных ответов Все ответы верны
Длина теста по Аванесову – минимум 30 вопросов, максимум – 60 (по Челышковой – 60-80). Длина теста по отношению к базе заданий должна быть 1:4. Если у нас тест состоит из 60 заданий, то база состоять – не менее, чем 240 вопросов. Чем больше длина теста, тем выше его надёжность и достоверность результатов.
Организационные условия проведения тестирования.
Тест должен быть ограничен по времени. Оптимальное время тестирования до наступления утомления – 20-100 минут. Выполнение одного задания – 2-3 минуты. Среднее ориентировочное время теста: максимальное – 60-80 минут (по Челышковой – 1,5-2 часа); среднее – 30-40 минут. минимальное – 12-15.
Тест должен быть ограничен по времени. Оптимальное время тестирования до наступления утомления – 20-100 минут. Выполнение одного задания – 2-3 минуты. Среднее ориентировочное время теста: максимальное – 60-80 минут (по Челышковой – 1,5-2 часа); среднее – 30-40 минут. минимальное – 12-15.
В Институте бизнеса и менеджмента технологий БГУ используется компьютерное тестирование как одна из форм самоконтроля и контроля знаний студентов. Инструментарием в данном случаем выступает средства учебного портала eLearning Server http://cdesbmt.by Надеемся, что данная информация будет полезна и нашим преподавателям.
Есть система TESTER - создана и продолжает развиваться коллективом разработчиков под руководством Голенкова Виктора Васильевич.
ОтветитьУдалитьВиктор Васильевич работает совсем не за бесплатно.
А преподавателям предлагают делать то же самое за спасибо или надо.
Это несколько не гуманно.
Потому как разработка теста на 60 минут занимает от 10 до 30 часов времени.